Прихожая сайта
Большой набор фотографий природы, меня и др.
Творческая мастерская
Рабочий кабинет
Музыкальная шкатулка
Перекресток общения
Ресурсы, исследованные мной
 

[ мастерская / философия / Творчество Жикаренцева / книга 2 ]

ПУТЬ К СВОБОДЕ. Добро и зло.

ГЛАВА 2.

ОЦЕНКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИВЯЗАННОСТИ УМА

Прежде чем мы приступим к подробному исследованию темы данной главы, я хотел бы отметить, что в Приложении III приводятся примеры возможных ограничений, которые у вас могут возникнуть в ходе чтения книги. К ним даны примеры новых мыслей. Порядок работы и с теми и с другими определяйте сами. Как всегда, самостоятельное составление ограничений и новых мыслей особо приветствуется. Ну, а теперь давайте перейдем к нашей теме.

Когда вы начнете знакомиться с тем, как работает ум и какие мысли он порождает, то увидите, что каждая из них представляет собой какое-нибудь определение - вещей, событий, людей, - которое в свою очередь несет в себе какую- нибудь оценку - плохо или хорошо, добро или зло. Например, определение "мне дали деньги" вы могли бы оценить как хорошо; "меня обманули", - плохо; "завтра я поеду за город", - хорошо. Таким образом, вы сопровождаете каждую мысль оценкой.

То, чему вы присваиваете оценку "хорошо", вы склонны еще и еще раз переживать, потому что это доставляет вам удовольствие, и вы избегаете того, чему присвоили оценку "плохо", чтобы не сталкиваться с болью. Так вы формируете свою личность. Наша личность, наше "я" состоит из бесконечного множества определений и присвоенных им оценок по принципу "да-нет", "хорошо-плохо".

Вообще, процесс присваивания оценок напоминает мне акт наложения заклятия. К этому месту или человеку мы уже не подойдем или вовсе не будем замечать - нет его! - если присвоили оценку "плохо". Это состояние передается нашим близким и друзьям - либо мы им говорим об этом, либо они сами считывают эту оценку с нас. Все работает точно так же, когда мы присваиваем оценку "хорошо". То есть с помощью оценок мы запечатываем или держим открытыми для доступа определенные области нашей жизни и людей.

Но знаете, что интересно? Практически всегда, когда у вас возникают проблемы, их решение лежит именно в местах, которые вы запечатали. В общем-то, это не удивительно. Если Внешнее Равно Внутреннему, тогда все происходит именно таким образом. Если вы чего-то боитесь или избегаете, этот страх - а страх это плохо! - начинает порождать проблемы. Чтобы решить их, надо обнаружить страх и пойти в него (как обнаруживать страхи, мы с вами уже говорили - по внешним знакам). Следовательно, пока вы запечатываете что-то, присваиваете негативную оценку, проблемы будут только множиться.

То же самое происходит и в отношении людей. Например, если вы не любите ходить по инстанциям, не любите встречаться с чиновниками, вы будете создавать ситуации, когда вам надо будет проделывать это снова и снова, пока вы не преодолеете негативную оценку этих людей. И на жизненном пути вы постоянно будете встречаться с одним и тем же типом людей, пока не преодолеете неприязнь к ним. Почему такое происходит? Потому что мы запрограммированы на то, чтобы преодолевать двойственное восприятие мира и соединяться в единое целое.

Один бизнесмен рассказал мне поучительную историю. Он с компаньоном, что называется, "попал" на большую сумму. Их деньги ушли в фирму, которая как бы существует и как бы не существует. Директора ее невозможно поймать, а если это случается, то он говорит, что денег у него, естественно, нет и, когда будут, неизвестно. По оценкам знающих людей, это был "глухой вариант".
Они начали прослеживать цепочку, по которой их средства попали в фирму и, в конце концов, обнаружили человека, который непосредственно передал эти деньги. Компаньон бизнесмена вспомнил, что пару лет назад он поступил с этим человеком несправедливо. Это было давно, да и инцидент был не столь значителен, но присвоенной компаньоном оценки хватило, чтобы создать проблему в его жизни. Когда они поняли все это и вместе разобрались, в чем дело, директор фирмы, в которую были вложены их средства, неожиданно объявился сам. Деньги были возвращены.

Решение ваших проблем лежит в той области, которую вы запечатали. Решение ваших проблем кроется в тех людях, о которых вы постарались забыть, потому что присвоили им и их действиям оценку "плохо". Это справедливо относительно и тех людей, с которыми вы встречаетесь и которые, по вашему мнению, ведут себя плохо. Если вы освободитесь от этой оценки (при этом необязательно присваивать здесь оценку "хорошо"), тогда проблемы начнут исчезать из вашей жизни.

С помощью оценок мы запечатываем не только какие-то происшедшие с нами события, о которых мы не хотим вспоминать, но и целые области своей жизни. Многие люди не помнят детства и даже юности, а иногда умудряются забывать даже то, что произошло с ними пару минут назад.

Поняв, что значит не оценивать, принимать вещи такими, какие они есть, вы научитесь вскрывать свою память и встречать лицом к лицу боль и страхи, которые в вас живут, а далее все очень просто - надо дать им течь, отпустить их. Жизнь тогда станет приобретать ясность и новизну, и вы все меньше будете встречать препятствий на своем пути.

Склонность определять, а затем присваивать оценки происходит из дуальной природы ума, далее ум привязывается к ним и оперирует уже только ими. И наше "я" чувствует себя в безопасности. Ум по природе обладает склонностью цепляться за все, что порождает или что пробегает мимо - за мысли, шаблоны мыслей и поведения (мы называем их привычками) и за присвоенные оценки. Это называется привязанностями ума и является его неотъемлемой чертой. С этой чертой необходимо разбираться, потому что, пока мы привязываемся, ни о какой свободе не может быть и речи - мы все время будем в плену определений и оценок. Следовательно, необходимо овладевать состоянием непривязанности. И сразу же возникает к вам вопрос:

  • Как не привязываться к своим мыслям?

    Научитесь видеть, как вы определяете и порождаете ассоциативные цепочки. Допустим, к вам в руки попалась какая-то незнакомая вам вещь. Вы долго к ней присматриваетесь, исследуете ее, пока не скажете: "Я назову ее так-то, и она будет служить мне для того-то". Вы определили ее, назвали, и теперь, что бы ни случилось, при малейшем взгляде на нее, при воспоминании о ней у вас в уме будет возникать ее название и функции, для которых она предназначена. В других случаях вас знакомят с вещами, называя и описывая их функции, и все это вы запоминаете.

    Ассоциативные цепочки рождаются по мере того, как вы общаетесь с вещами и понятиями. Это ассоциации, которые они у вас вызывают. Например, при слове "яблоко" у вас будут возникать ассоциации типа: "Аромат, базар, юг, Крым, море, пляж". Это и есть ассоциативная цепочка - когда одно понятие или слово вытягивает за собой следующее или когда поднимается вся информация, связанная с каким-то понятием, явлением или вещью. По сути дела, ассоциативные цепочки - это определения.

    Когда-то очень давно я работал в одном институте, и вместе со мной работал один человек, который страшно страдал остеохандрозом. Приступы случались примерно раз в полгода, но болезнь его скручивала так, что он пошевелиться не мог. В промежутках между приступами он занимался зарядкой, подтягивался на турнике, короче, делал все необходимое, чтобы как-то вылечиться, но ничего не помогало.
    Все это происходило на моих глазах, и я подробно выспрашивал у него и у других, что такое остеохандроз.
    Одновременно с этим у меня стало побаливать в районе шеи. Я тогда занимался йоговскими упражнениями, поэтому предположил, что боль, может быть, вызвана тем, что я слишком сильно потянулся.
    Жизнь текла своим чередом, пока в один прекрасный день, когда у меня опять заболело в области шеи, я вдруг не подумал: "Слушай, так это у тебя остеохандроз!" И тут меня так вдарило. Мало мне не показалось. Я неделю не мог пошевелиться и еле-еле выкарабкался из этого состояния. Название и все имеющиеся в наличии ассоциации сработали на всю мощь.

    С одной стороны, безопасно жить, когда определяешь, а с другой, мы все время попадаем в ловушку определений. С тех пор я предпочитаю иметь дело с болью, а не с названиями и определениями, а если и приходит на ум какое-то название болезни, то оно скользит по поверхности и уходит. Я не позволяю ему задерживаться. Я распространил этот опыт и на другие сферы жизни и жить стало намного легче и спокойнее.

    Как только вы говорите себе "проблема", у вас в подсознании сразу же срабатывает значение этого слова, поднимаются ассоциативные цепочки, и вы действительно имеете дело с проблемой. Как только вы говорите себе "препятствие", сразу начинает действовать накопленный целыми поколениями банк информации, и вы имеете дело с настоящими препятствиями, которые становится трудно преодолевать, с которыми надо бороться и проделывать прочую чепуху.

    Имейте дело с тем, что есть, не определяя то, что находится перед вами, тогда вы будете не бороться, а просто решать стоящие перед вами ситуации и иметь дело с процессом жизни.

    Как только вы говорите себе "трудно", "тяжело" или "плохо", вам сразу же становится трудно, тяжело и плохо, потому что мы прекрасно усвоили значение этих слов и много раз прочувствовали его на себе. Когда мы не определяем и не оцениваем, мы не даем действовать информации из подсознания, определяющей все, что связанно с данным словом и вызываемыми им ассоциациями. Тогда вы эффективны в своих действиях, тогда вам легко и свободно, и происходящее с вами вы воспринимаете не как наказание, а как очередную ситуацию, через которую надо пройти.

    Когда ум постоянно что-то определяет, приклеивает ярлыки, оценивает, строит ассоциации, какие-то предположения и прочее, это называется болтовней ума. Это свойство ума - ни минуты не оставаться в покое. Следовательно, одним из этапов к овладению непривязанностью является прекратить болтовню ума, научиться смотреть не вмешиваясь, не кичась положением и не выставляя себя на показ и слушать, не перебивая и не стремясь показать, что вы умны и тоже знаете, о чем идет речь.

    Учитесь давать вещам происходить.

    Однажды одна женщина рассказала такую историю. Ее уже взрослый сын как-то раз не пришел на ночь домой. Она прекрасно знала, где он и чем занимается - он ночевал у друга, жившего в том же подъезде, только несколькими этажами выше. Однако, когда утром он вернулся, она стала у него выспрашивать, где он был, да что он делал, да почему не предупредил.
    И вдруг в какой-то момент она увидела, что сама не ведает, что говорит, что она как бы отступила в сторону, а кто-то другой болтает сам по себе, несет какую-то ерунду, лишь бы что-то говорить. Она назвала это состояние "говорунчик без сердца и ума".
    И родители еще удивляются, почему дети их избегают.

    Другое характерное свойство ума - это прыгать с предмета на предмет. Это свойство называется "ум подобен обезьяне". Вспомните, когда вы находитесь одни в комнате или идете задумчиво по улице и вдруг раздается какой-то звук, ваш ум сразу же прыгает в ту сторону. Потом еще звук, он прыгает уже в другую сторону. Вы что-то видите - и ваш ум уже там, успел прицепиться, определяя, что перед ним и порождая ассоциативные цепочки. Когда вы внутри себя, ум прыгает с предмета на предмет. Задача заключается в том, чтобы привязать свой ум, сделать его неподвижным.

    Как-то я наблюдал за собакой. Ее что-то заинтересовало в траве - учуяла какой-то интересный запах, - и она долго не могла уйти оттуда, все что-то лихорадочно вынюхивала, соображая про себя. Потом она перебежала на другое место, и процесс повторился. Нормальный человек с нормальным умом подобен этой собаке.

    Не определяйте, не давайте названий, не навешивайте ярлыков. Вы уже знаете, что такое ограничивающее убеждение. Ваши определения и ярлыки - это такие же ограничения, клетки, в которых вы сидите. Следовательно, необходимо учиться быть открытыми всему новому, быть открытыми миру.

  • А как еще понять, что такое непривязанность?

    Наблюдая за мыслями, вы начнете замечать свои ограничения и все большее количество оценок, которыми вы их сопровождаете, типа "хорошо-плохо", "выигрыш-проигрыш", но также вы увидите, что каждое "плохо" несет в себе "хорошо", а каждое "хорошо" несет в себе "плохо". Когда-нибудь вы устанете от болтовни ума, и у вас возникнет вопрос: "А откуда вообще берутся все эти оценки? Кто порождает их?"

    Было бы прекрасно, если б вы сами попытались найти ответ на этот вопрос, но нам необходимо идти вперед, поэтому я подскажу. Но вам все-таки придется подтвердить мою подсказку для себя, чтобы лучше понять то, о чем пойдет речь ниже.

    Ответом на этот вопрос будет - "Я". Ваше "я", ваше эго генерирует оценки. Именно от него идет первое раздвоение на добро и зло, плохо и хорошо. Оттуда же исходит первое противопоставление: "это - я, а это - другие". Так "я" творит свою маленькую, обособленную вселенную.

    Иными словами, если с вами происходит какое-то событие, ваше эго, опираясь на предыдущий опыт, тут же начинает оценивать его, формировать отношение: грозит ли событие чем- нибудь; принесет ли оно плохое, хорошее, выигрыш, проигрыш; будете ли вы наслаждаться, страдать или ни то и ни другое.

    Если эго решает, что нечто принесет ему пользу, выигрыш, "хорошо", наслаждение, то оно сразу привязывается и стремиться снова и снова повторить событие. Так мы привязываемся. Если же оценка отрицательна, то мы начинаем бежать и также привыкаем к этому бегству, то есть опять привязываемся. То же самое происходит и с безразличным отношением - мы привязываем себя к такому подходу. Так мы постоянно привязываем себя ко всему, что внутри и вокруг нас.

  • А что такое свобода?

    Мы имеем дело не с реальностью, а со своими привязками, со своими мыслями, как должно быть, чтобы нам было хорошо и, Боже упаси, не было плохо. Подобным подходом мы лишь усложняем положение вещей, потому что эго в процессе эволюции все больше утончает себя, стремясь выжить, а мы все дальше отходим от единства с внешним миром.

  • Если вы являетесь частью этого мира, тогда вы знаете, что такое единство. Что такое единство?

    Имея дело с оценками, которые ставит ваш ум, необходимо помнить о пяти чувствах. Они тоже формируют оценки, каждое - в той области, за которую отвечает. Следовательно, каждое событие несет на себе максимум шесть оценок и минимум одну - от ума.

    Например, когда вы были еще ребенком и ваш отец приходил домой чуть подвыпившим, он был добрым, что-то говорил вам веселое, целовал в щеку и дарил шоколадку. Здесь задействованы все пять чувств плюс сделанная умом положительная оценка ситуации. Вы будете стремиться повторить эту ситуацию снова и снова.

    У одной женщины не ладились отношения с мужчинами. Точнее сказать, мужчин просто не было в ее жизни. Однажды она стояла на остановке, в большом скоплении народа, и к ней подошел слегка подвыпивший полковник и очень вежливо заговорил. Где бы и с кем бы она ни стояла, сколько бы людей ее ни окружало, подвыпившие мужчины из всех окружающих выбирали именно ее.
    Она всегда возмущалась этим и стремилась отделаться от приставаний из-за предубеждения перед алкоголем. Но тут, глядя на полковника, она подумала: "Вот все, что тебе надо. Не беги, не отшивай его". Он благополучно проводил ее до дома, и они расстались, договорившись, что она позвонит ему через час. Она позвонила, и они разговаривали еще два часа. На следующий день она вся сияла от счастья. Она тогда поняла, что ей всегда нравились подвыпившие мужчины.

    Пребывание в ситуации позволяет понять, почему вы попали в нее, - если вы действительно хотите понять.

    С другой стороны, если отец, приходя выпившим, вел себя безобразно, буйствовал, избивал всех подряд, такой ситуации нашими пятью чувствами и умом дается крайне негативная оценка, которая усиливается за счет того, что включается программа выживания. Вообще, блоки, затрагивающие сексуальную энергию и инстинкт выживания, всегда самые сильные.

    Не исключено, что в этом случае внутри ребенка может выработаться программа уничтожения, которая звучит следующим образом: "Я уничтожу тебя до того, как ты уничтожишь меня". Эта программа может вырабатываться не только подобным путем, просто ситуация очень показательна.

    Как же распознать наличие похожей программы внутри? Как всегда - по внешним знакам. Если рядом с окружающими такого человека людьми происходят трагические случайности, такие как смерть, тюрьма и тому подобные, следовательно, с высокой степенью вероятности можно предположить наличие программы уничтожения. Пример из детской сказки о Синей Бороде и его семи женах весьма показателен с этой точки зрения. Ну, и дополнительные примеры (уже из современной жизни) таковы:

    Отец одной женщины жестоко избивал не только мать, но и ее саму, когда она была еще девочкой. Это насилие присутствовало в ее жизни вплоть до совершеннолетнего возраста.
    Сейчас ее муж периодически лежит в психбольнице, а своему новому мужчине она нанесла такой удар, что у него начался тик и нарушилась речь, после чего он ей сказал, что, если подобное повторится еще раз, они расстанутся.

    У другой женщины детство было похожим. Когда она повзрослела и вышла замуж, муж ее вскоре умер. Второй муж начал пить, и она постаралась посадить его в тюрьму. Третий муж стал наркоманом, что позволило ей расстаться с ним. Сейчас она постоянно попадает в неприятные ситуации с любовниками. Себе она представляется нападающей пантерой.

    Обе эти женщины очень милые, веселые и коммуникабельные, готовы в любой момент придти на помощь. Система защиты и нападения у них работает только против близких людей. Кстати, мужчин они выбирают значительно слабее себя.

    Подобных историй можно привести великое множество - с теми или иными вариациями. Все это заставляет предположить, что в скрытом от обычного зрения мире, в мире энергий происходит множество вещей, в том числе очень нелицеприятных.

    А теперь, друзья мои, признайтесь, какую оценку вы поставили или собираетесь поставить этим женщинам? То-то же. Пока люди будут ставить негативные оценки друг другу, в мире никогда не прекратят свое существование ненависть и борьба, а человек, кто поставивший такую оценку, будет проходить те же самые уроки, потому что подобное притягивает подобное - что вы выпускаете наружу, то к вам и возвращается. Помните - "Не судите, да не судимы будете"?

    Одна женщина попросила в долг у человека, который, по ее мнению, совершенно точно располагал требуемой суммой, но ей отказали. Она очень огорчилась и обиделась, вспомнив, как сама помогла ему когда-то. Она, конечно, нашла у кого занять, но это событие послужило причиной разрыва их отношений.
    Прошло немного времени, буквально несколько дней, как уже к ней обратилась хорошая знакомая с подобной же просьбой, зная наверняка, что у нее должны быть деньги. И вот что интересно, у женщины действительно должны были быть деньги, но... их не оказалось, и ей пришлось отказать подруге так же, как в свое время отказали ей, отчего она испытала огромное чувство неловкости.

    За оценками следуют условия, которые выставляет эго, чтобы предохранить себя от переживания неприятных моментов. Вы, наверное, уже догадались, куда я клоню. Совершенно верно, к безусловной любви. Нам никогда не войти в состояние безусловной любви, если мы даем оценки чему-то или кому-то. Нам никогда не войти в состояние безусловной любви, если в нас существует эго, "я", и об этом мы подробно поговорим ниже.

    Что же нам делать с оценками? Во-первых, необходимо увидеть и преодолеть цепляющуюся природу ума, научиться не привязываться. Это значит каждый раз видеть, о чем вы думаете. Если вы думаете о прошлом, о пережитых в прошлом приятных моментах, вы уже привязались, вы в прошлом. Если вы думаете о причиненном вам горе, вы уже привязались, вы в прошлом. Если вы постоянно или периодически думаете о том, что произойдет с вами в будущем, вы опять привязались, вы живете в будущем, а не здесь и не сейчас, вы не в настоящей реальности. Основная особенность нормальных людей - это жить в прошлом или будущем, постоянно быть внутри своих мыслей, но только не здесь и не сейчас. Последив за собой, вы убедитесь в этом.

    Для того чтобы понять, что такое непривязанность, есть великолепная история, которую я всем рассказываю, чтобы проиллюстрировать этот принцип:

    Однажды по дороге шли учитель и ученик. Дорога упиралась в речку, и, подойдя к ней, они увидели, что на берегу стоит молодая девушка, не решаясь переправиться через нее. Учитель, ни слова не говоря, поднял девушку на руки и перенес ее на другой берег, после чего учитель и ученик продолжили свой путь. Прошло несколько часов, и, когда они подошли к воротам своего монастыря, ученик все-таки не выдержал и воскликнул: "Но, мастер, нам не только дотрагиваться, но даже смотреть на женщин запрещается, чтоб не потревожить свой ум..."
    "Я ее оставил там, а ты все еще несешь ее с собой", - ответил Учитель.

    Есть еще один метод, который поможет вам преодолеть привязанности ума и избежать нежелательных для себя последствий. Говорят, что это древний японский метод как избежать несчастий, хотя я сомневаюсь, потому что задолго до японцев были известны методы работы с умом, да и не они были первооткрывателями, что такое ум и как он работает.

    Итак, метод:

    Если вы встали с постели и вас мучают дурные предчувствия, все, что вам необходимо сделать, это набрать полную грудь воздуха и резко с шумом выдохнуть, выкрикнув "Ха-а!" и согнувшись пополам. В момент, когда вы проделываете это, замените свое состояние ума на позитивное, то есть выкиньте негативные мысли и начните думать позитивно.

    То же самое вы можете проделывать в любое время дня и ночи. Поскольку внешнее отражает внутреннее, вы сможете менять ход событий по собственному разумению.

    Но если вы станете проделывать это слишком часто, обратите на это внимание. Вы тем самым только усиливаете страх перед внешним миром. Каждый метод имеет свои границы и оборотную сторону, и мы сейчас об этом поговорим.

    [ назад | вверх | Оглавление | далее ]

     
    Идея, содержание и дизайн - Том Смит.
     
         
      Анкета Автора сайта Карта сайта
     
                 
    Hosted by uCoz