|
||||||||||||||||||||
|
[ мастерская / философия / Творчество Жикаренцева / книга 6 ]
ЖИЗНЬ БЕЗ ГРАНИЦ. Концентрация ∞ медитация ВРЕМЯ ДЛЯ МЕДИТАЦИЙ Выбирая время для медитации, ориентируйтесь на тот образ жизни, который ведете. Лучше всего проводить медитации дважды в день — утром и вечером. Но это благое намерение, и, кажется, мирскому человеку лучше об этом даже не думать, особенно в начале пути. Поэтому медитируйте, когда удобно. Сколько времени проводить в медитации, также решайте сами, исходя из внутренних потребностей. Здесь ясно только то, что в начале ни в коем случае нельзя себя пережимать. Лучше недоделать, чем переделать. В последнем случае вы забросите медитации и больше никогда не вернетесь к ним, потому что перенапряглись. В начале своих занятий следуйте своему чувству удовольствия и прекратите медитацию чуть раньше намеченного. Тогда внутри начнет создаваться голод, который на следующий день потянет вас сесть в медитацию. Ну, а года через три можно уже более вольно обращаться со временем. Помните, что в жизни иногда случаются быстрые вещи, — например, кошки быстро рождаются, — но для абсолютного большинства людей продвижение вперед и духовный рост — это постепенный процесс, занимающий несколько десятков лет, а то и всю жизнь. Этот процесс складывается из тех мелких усилий, которые вы прилагаете каждый день, чтобы познакомиться с собой и своим умом. И у вас есть только два выхода: либо вы ничего не делаете и тогда проживаете жизнь в боли и страданиях, либо регулярно смотрите в себя и знакомитесь со своим умом, тогда все проблемы постепенно уходят из вашей жизни. Выбирайте. Вы замечали, что никогда не делаете того, о чем долго и упорно думаете и мечтаете привнести в свою жизнь? Например, у моего сына в комнате уже несколько лет лежит штанга, о которую время от времени кто-то бьется. Страдает даже кошка. Он все время думает о том, чтобы начать заниматься штангой регулярно, но... так до сих пор и не приступил к осуществлению своей светлой мечты. Или вот уже несколько дней вы держите перед глазами телефон и никак не можете позвонить, хотя, казалось бы, плевое дело: поднять трубку и позвонить! Или давно мечтаете переехать в другой город, перебраться жить в деревню, а все никак. Или мечтаете поехать на море, а все дела, дела... И еще куча дел стоит на месте, хотя сделать их не составляет никакого труда. Почему? А вы пробовали смотреть в себя, в свой ум, что ТАМ ПРОИСХОДИТ в тот момент, когда вы смотрите на штангу, на телефон, на деревенский пейзаж, на открытки с лазурным морем? Лично я, чтобы позволить чему-то происходить, расстаюсь с мыслями об этом — например, чтобы начать заниматься штангой, я выкидываю ее. Если вы однажды подскользнулись на льду, что вы делаете в следующий раз, ступая на него? Ждете, что опять подскользнетесь. А что вы сделаете, чтобы не подскользнуться? Вы примете необходимые меры предосторожности, иначе говоря, напряжетесь — мысленно и физически. Вспоминайте прямо сейчас, как это происходит. Вы побывали в тысячах ситуаций, опасных и не очень, в той или иной мере грозивших вашему здоровью, имуществу, финансам, жизни, и все они отложились в вашей памяти и в теле в виде определенных блоков-напряжений. И когда вы попадаете в мало-мальски похожую ситуацию, в вас тут же поднимаются соответствующие ожидание и напряжение. Вы встречались со многими людьми и научились ожидать от кого-то добра, от кого-то — зла. Осознаете вы это или нет, но вы обязательно напрягаетесь при встрече с людьми. Как и в каждом нормальном человеке, в вас живет множество желаний. Любое желание само по себе напряжение, но к этому напряжению добавляется еще и ожидание, когда желание исполнится, и напряжение, соответствующее этому ожиданию. Вы так привыкли напрягаться, что все эти напряжения стали для вас привычным фоном, заслоняющим реальность. Включите телевизор на полную громкость и попробуйте поговорить с кем-нибудь на этом фоне. Через нервные каналы и позвоночник напряжения передаются в головной мозг, создавая там постоянный шумовой фон. Так мы отгораживаемся от реальности. Что нужно, чтобы избавиться от напряжений? Естественно, расслабиться. Как? Один из способов — это перестать чего-то ожидать, а просто жить. Если что-то приходит, вы имеете с этим дело, если нет — не имеете. Вот и весь секрет. Если вы посмотрите внимательно, то обнаружите, что ожидание целиком принадлежит линейной вселенной, миру причин и следствий. Ожидание означает жить будущим, а не настоящим. Как-то я заметил, что жизнь в каком-то смысле частично
потеряла для меня свои краски, стала немного пресноватой. Я брал в руки
книгу и прилагал усилия, чтобы сосредоточиться на том, что в ней написано.
Я понимал смысл текста, но не мог проникнуть в него на достаточную глубину,
чтобы суть ясно развернулась перед моим внутренним взором. Почему такое происходит? Однажды утром я сел в медитацию и, как водится, просто
отпустил себя, позволяя своему внутреннему я повести меня туда, куда надо
(всадник всегда отпускает вожжи, чтобы конь сам нашел дорогу домой). Через
несколько минут перед моим внутренним взором поднялась ситуация, которую
я описал выше. Я продолжал смотреть на нее, не вмешиваясь и не пытаясь
обдумывать ее. А что вы ожидаете от жизни? Что вы ожидаете от близких? Что вы ожидаете от людей? Что вы ожидаете в каждой сфере жизни? Выпишите все эти ожидания на листок и выберите, будете ли вы продолжать ожидать или все-таки начнете жить. Когда я впервые вышел в медитации на это состояние и погрузился в него, то испытал необыкновенные чувства. Мне сразу же захотелось поделиться своим открытием с людьми. Закончив медитацию, я тут же сел и написал закон Радости: Если вы брызнете радостью на любое печальное событие в своей жизни, оно сразу начнет растворяться и прямо на глазах исчезнет, а в вас появится легкость и другая, положительная карма. Очень благостно звучит, так, что душа прямо умиляется от счастья. Прошло полдня после того, как я открыл для себя это состояние, и радость жизни, бытия, радость ко всему на свете продолжала бурлить во мне. Потом она начала отходить, а на ее место постепенно заступило депрессивное состояние, как будто сумерки накрыли мир вокруг меня. Но никаких особых мер я не предпринимал, я не старался справиться с этим состоянием или избавиться от него — во мне присутствовало чувство, что все должно идти своим чередом. Эти сумерки продержались семь месяцев, а потом их опять сменила радость, но в более мягком проявлении. Выполняйте медитацию легко, с чувством радости, но не возбуждайте эти состояния искусственно. Если в вас присутствует чувство тяжести или сумерек, смотрите на эти состояния, ничего не делая с ними, лишь переживая их и отпуская. И еще помните, что в негативных состояниях нельзя долго находиться, можно заболеть. Переключайтесь. Мы уже говорили о коанах во второй моей книге “Путь к Свободе. Добро и Зло — Игра в Дуальность”. Напоминаю, что коаны предназначены для того, чтобы исследовать природу ума, понять ее и, в конечном итоге, выйти за его пределы, то есть стать просветленным — предел мечтаний всех, кто занимается собственным духовным развитием. Каждый раз, когда занимающийся решает очередной коан, он все ближе продвигается к освобождению. Чем больше мы понимаем природу ума и законы, по которым он действует, тем больше мы постигаем устройство внешнего мира и его законы, потому что Внешнее Равно Внутреннему — то, что вы видите во внешнем мире, на самом деле происходит внутри нас, в нашем уме. Но, во-первых, коаны — это “заморское” изобретение, а во-вторых, они если и известны в нашей стране, то очень мало — слишком редко и крайне небольшими тиражами они издаются. Однако, как вы помните из моей четвертой книги, существует закон Полноты, который гласит: “Что есть здесь, есть везде, чего здесь нет, нет нигде”. То есть все необходимое всегда находится под рукой. Если коаны так важны для внутреннего роста и расширения сознания, следовательно, нечто аналогичное должно существовать и в нашей культуре. Оглянемся вокруг и внимательно присмотримся. Так и есть! Но вы сейчас будете смеяться, хотя тут вовсе не до смеха, все очень и очень серьезно, ведь речь идет не о каком-то там собачьем хвосте, а о духовном росте. Это наши анекдоты, которыми увлекаются или к которым, по крайней мере, благожелательно относятся повально все в нашей стране! Да, коаны — одно из самых гениальных изобретений человечества. Но наши анекдоты, на мой взгляд, ни в чем им не уступают в смысле возможности и способности подвести человека к состоянию Будды. Вот вы опять улыбаетесь, а я говорю серьезно, хотя, когда пишу эти строки, сам не могу удержаться от смеха. Над коаном надо раздумывать, иногда на это уходят годы, а когда он решается, человек заливается хохотом, настолько все становится простым и ясным. Анекдоты мгновенно приводят вас в состояние озарения, когда вы соприкасаетесь с Истиной, и вы взрываетесь смехом. Когда занимающийся решает коан, перед ним раскрывается еще одна часть реальности. Когда люди взрываются смехом от очередного анекдота, они тоже соприкасаются с частью реальности. Остается только зафиксировать этот контакт. Анекдоты бывают разные: от простых, которыми разминаются дети в школах, до самых тонких, предназначенных для изощренных умов. В них вы можете встретить игру противоположностей, переход из одной противоположности в другую, помещение слушающего между противоположностями — все это вызывает внутри очень сильные переживания, которые выходят наружу в виде смеха, иногда просто гомерического. Азербайджанец, ложась спать, просит жену: Бывают анекдоты, раскрывающие характерные черты мужчин и женщин или какой-то национальности. Женщина подъезжает на машине к светофору и останавливается
на красный свет. Зажигается желтый, потом зеленый. Она стоит. Опять красный,
опять желтый, опять зеленый. Стоит. К ней подходит полицейский: Американец и русский поспорили о том, чей кот ленивее. Есть анекдоты, которые просто нельзя понять логическим умом, они напрямую выводят в состояние нелинейного ума. Приходит мужчина к врачу. Существуют анекдоты, которые показывают, как ум привязывается, манипулирует, строит маски, отражается вовне, и опять все это происходит с помощью столкновения противоположностей. Вовочка присел на корточки у дверей спальни и подглядывает
в замочную скважину, как мама с папой занимаются любовью. Посидел он,
посидел так некоторое время, а потом отворачивается и говорит: Один индеец, задумавшись, подходит к другому. Хорошие рассказчики анекдотов — это достояние нашей страны. К ним надо относиться так же, как в средневековой Японии относились к поэтам: полководцы снимали осаду крепости, узнав, что в ней находится какой-нибудь знаменитый поэт, — сохранение и развитие культурных традиций, процветание нации стояло для них на первом месте. Что же касается использования неприличных слов в анекдотах, одна женщина, включаясь в разговор о нравственности и о том, печатать ли в анекдотах неприличные слова полностью или все-таки ставить вместо них многоточия, сказала: “Когда я в анекдоте натыкаюсь на многоточие, я все неприличные слова переберу в уме, пока не найду нужного”. Хороший вызов ханжеству. Как вы знаете, у анекдотов есть свои серии. Каждая серия раскрывает свою сторону реальности под разными углами. Например, анекдоты про Вовочку раскрывают и очень прямо, точно взламывают устоявшиеся шаблоны. Анекдоты про чукчей показывают, что такое простой, неизощренный, бесхитростный ум. Размышляя над ними, легко прикоснуться к этому чистому состоянию. Понятно, что об анекдотах можно говорить бесконечно, но нам надо идти дальше. Теперь вы сами сможете отбирать понравившиеся вам анекдоты и идти вглубь них, осознавая смысл, который там заложен. Однажды один Лама проходил длительный курс практики медитаций. Он рассказал следующую историю, которая с ним произошла во время его занятий: “В середине пятого месяца пребывания в "Доме
для медитаций" во время одной из медитаций перед моим лицом появился
паук. Он был в паре метров от меня, но я тогда не обратил на него внимания. У этой истории есть продолжение. Как-то я сидел в
медитации, и передо мной появились три паука. Все три были величиной с
две ладони и располагались примерно в полуторах метрах от меня. Один из
них висел в воздухе перед моим лицом, другой — где-то сбоку, тоже в воздухе,
а третий был на полу. Все три, перебирая ногами, медленно приближались
ко мне. Я сидел и просто смотрел на них. Когда они подошли очень близко,
я осторожно начал заворачивать их рукой. Посопротивлявшись некоторое время,
они неохотно развернулись и уползли прочь. [ назад | вверх | Оглавление | далее ] |
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||