|
||||||||||||||||||||
|
[ мастерская / философия / Творчество Жикаренцева / книга 5 ]
ЖИЗНЬ БЕЗ ГРАНИЦ. Нравственный закон БУДДА Вот изречение из знаменитой Сутры Сердца: Когда Бодхисаттва Авалокитешвара погружался в глубокую Праджняпарамиту, Он понял, что все пять скандх пустые, преодолев, таким образом, пределы всех страданий. О, Шарипутра, форма это не что иное, как пустота, а пустота — не что иное, как форма. Форма это в точности пустота, а пустота это в точности форма. Бодхисаттва означает человека, который подошел к конечному просветлению, но не вступает в Нирвану, дав клятву сначала спасти все живые существа от оков Сансары — материального мира и цепи рождений и смерти. Авалокитешвара — один из главных бодхисаттв, олицетворяет сострадание. Он также одна из ипостасей Будды. Праджняпарамита означает трансцендентальную мудрость. Трансцендентность означает выход за пределы обычного восприятия ума. Будда утверждал, что человеческий ум состоит из пяти частей или собраний: Форм, Ощущений, Восприятий, Предвзятых мнений (предубеждений) и Сознания. Это — упомянутые выше пять скандх. Эти пять скандх представляют собой полное описание природы ума, модель того, как он работает. Никакого другого я, кроме этих протекающих в уме процессов, не существует. Данные процессы находятся в бесконечном взаимодействии друг с другом — вот и все, что есть. В свою очередь, и эти пять скандх при ближайшем рассмотрении оказались пустые. Отметим, что под пустотой можно понимать Ничто, а под формой — Всё, и наоборот, пустота — это Всё, а форма — Ничто, поэтому слова "форма это в точности пустота, а пустота не что иное, как форма" Будда мог бы сказать и по-другому. Например, так: "Когда вы соедините в себе форму и пустоту, вы соединитесь с Богом". Просто Будда, по рассказам, не любил рассуждать о Боге и всячески избегал этой темы в своих разговорах с людьми. Вышеприведенный отрывок из Сутры Сердца в развернутом виде выглядит так: Форма — это в точности пустота, А пустота — в точности форма, А также и ощущение, восприятие, хотение и сознание; О, Шарипутра, эта пустота всех дхарм не рождается и не умирает, Она ни чистая, ни нечистая, ни возникает, ни уничтожается. В пустоте нет формы, И нет ощущения, восприятия, хотения или сознания, Ни глаз, ни ушей, ни носа, ни языка, ни тела, ни ума, Ни вида, ни звука, ни запаха, ни вкуса, ни касания, ни мысли, Нет ничего, на чем бы мог остановиться глаз На всем пути туда, где отсутствует всякое ментальное познание. Нет ни невежества, ни прекращения невежества. Нет ни старения и смерти, ни прекращения старения и смерти. Нет ни страданий, ни причины страданий, ни прекращения страданий и никакого пути. Не существует мудрости и нет никаких достижений. Все это с непривычки может показаться вам сложным и недоступным для понимания. Не отчаивайтесь и просто доверьтесь себе, дайте себе время и позвольте проникнуть в то, что здесь сказано. Тогда все произойдет само собой и в свое время. Расслабьтесь. Нас с вами сейчас больше волнует, какой метод использовал Будда, чтобы подвести к Истине. Знакомая картина! Это опять символы! Все бесконечное многообразие форм, которое нас окружает, он свел к одному общему определению — "форма". А все то, что находится за формой, он назвал "пустотой". Согласитесь, оперировать двумя символическими понятиями, чтобы подобраться к Истине, значительно проще, чем перебирать, запоминать и классифицировать бесконечное множество событий и их следствий или анализировать и составлять бесконечные списки людей, ситуаций и проблем, с которыми вы сталкивались в жизни. Наступает момент, когда проще оперировать символами, чтобы за полминуты передать какую-то мысль, чем жевать бесконечную кашу из слов. Язык тогда упрощается и превращается, как уже говорилось, в метаязык. Ниже мы с вами будем часто обращаться к форме и пустоте, чтобы прояснить для себя некоторые непонятные моменты. Это сэкономит нам массу полезного времени и книжного пространства. А пока суть да дело, у меня к вам вопрос: Где располагается та граница, которая разделяет форму и пустоту? Нашли? Поищите еще. Чувствуется, что она есть, но не определить где, так ведь? На самом деле все, что вы чувствуете, — это границу между двумя понятиями ума — формой и пустотой. Ум всегда знает, где кончается форма, потому что он имеет дело с конечными формами. Он заранее знает, что у любой формы должна быть граница. Когда ум называет что-то, дает чему-то название, он, таким образом, устанавливает границы формы. С окружающими нас формами все понятно, но когда вы называете нечто пустотой, вы тоже устанавливаете форму. Само название несет в себе форму. Поэтому, когда вы сейчас пытались найти границы, то чувствовали границы между двумя названиями. А в истинной пустоте нет никаких названий, нет ничего, что вы могли бы себе представить. Потому что как только вы что-то себе представляете, это тут же принимает форму и приобретает границы. Попробуйте взять в руки то, что не имеет границ. А попробуйте иметь дело с тем, что не имеет границ. Попробуйте говорить не определениями, а... Чем? Попробуйте ощущать не границы формы взятой в руки статуэтки, а... Что? Попробуйте воспринимать не вкус, а... Что? Попробуйте ощущать не запах, а... Что? Попробуйте думать не мыслями, а... Чем? Попробуйте отмерять историю своей жизни не временем, а... Чем? И будет ли тогда жизнь? А смерть? Как известно, сознание — это со-знание. Сознание требует наличия двух форм. Знания — сути — двух форм встречаются, и получается сознание. Вы встречаетесь взглядами с камнем, и возникает со-знание. Где ваши взгляды встречаются? В какой точке? Что там есть? Или чего нет? Вы встречаетесь взглядами с миром форм, и возникает со-знание. Тогда вы начинаете воспринимать себя как живого человека, который может перемещаться в пространстве, брать в руки предметы, рожать детей. Вы воспринимаете себя как имеющего сознание. Но вы забыли, что ваше сознание — это со-знание. Ваше настоящее сознание не существует отдельно от мира форм. Где ваши взгляды с миром встречаются? В какой точке? Что там есть, а чего нет? Куда денутся ваши знание, сознание, мудрость, если знание с другой стороны исчезнет? С чем им тогда иметь дело, на что опираться? Лао-Цзы, китайский мудрец, если так можно сказать об этом человеке, по-моему, жил в VI или V веке до нашей эры и считается основателем одной из мировых религий — даосизма. Ему приписывается написание знаменитого трактата "Дао дэ цзин". Насколько я помню, там он в частности пишет: "Дао порождает одно, одно порождает два, два порождает три, три порождает все остальное множество вещей". И что мы здесь видим? Опять наши любимые символы, без них никуда не деться, когда имеешь дело с мета процессами. Имея дело с одним, вы имеете дело с двумя и, следовательно, со всем остальным множеством вещей, которые существуют в мире. Качество ваших отношений с одним приводит к соответствующей реакции множества. Поэтому не удивляйтесь, если в вашей жизни начинают происходить необъяснимые и неприятные для вас вещи. Вышеприведенные слова Лао-Цзы можно было бы представить и следующим образом: "Когда вы соедините в себе одно и всё, единое и многое, вы соединитесь с Богом (то есть с Дао)". В зависимости от точки зрения единое можно рассматривать и как ничто, и как всё, и как пустоту, и как форму. Это же самое касается и многого. Великие Учителя всегда говорят об одном и том же, просто разными словами. Встретившись, они бы поняли друг друга без усилий, а вот люди, последователи их учений, хотят быть единственно правыми. Как вы думаете, почему? Что и как вы будете чувствовать, если лишитесь любимого метода, учения, которому следуете, любимого вождя, учителя, гуру? А теперь давайте соединим левое и правое. Возможно, для кого-то это соединение станет последней точкой. Под левым и правым можно понимать левоту и правоту — неправильность и правильность (мы уже рассматривали, как соединить их). Под этими символами можно понимать левое и правое полушария мозга, то есть линейный и нелинейный умы, логическое и образное мышление. Об этом уже говорилось немало, и мы продолжим рассматривать данный вопрос в следующей книге о концентрации и медитации. Под левым и правым можно понимать мужское и женское начала. Сейчас мы не будем рассматривать их взаимодействие, оставим это на будущее. И под левым и правым можно понимать отцовское и материнское начала в этой вселенной. Именно они интересуют нас сейчас. "Одно порождает два". Что это означает, как вы думаете? Для начала отметим, что знаменитые слова Лао-Цзы можно сказать и наоборот, потому что все процессы во вселенной всегда движутся в обоих направлениях, то есть навстречу друг другу. Это выглядело бы так: "Все множество вещей порождает три, три порождает два, два порождает одно, а Дао организует все это". Как мы точно знаем, в физическом мире все вещи рождаются, благодаря взаимодействию двух начал. Мужчина и женщина встречаются, соединяются и рождают ребенка. Два породило одно. Одно порождает два, два рождает одно. Мужчина и женщина рождают ребенка, следовательно, ребенок тоже вынашивает и рождает своих родителей. Так процесс замыкается сам на себя, так образуется целое. А теперь о прикладной — нравственной — стороне этого закона. Если у каких-то выводов нет прикладной стороны, они превращаются не более чем в умственные спекуляции, в пустоцвет.
Однажды ко мне пришел один мужчина посоветоваться
о том, что у него происходит в бизнесе. Занимаемые деньги на то, чтобы
поправить дело, уходят неизвестно куда, долги растут. Еще один пример на тему родителей и детей я привел в первой моей книге при описании Алгоритма поиска причин, порождающих проблемы. Тогда, если вы помните, я использовал случай с женщиной, у которой возникли проблемы в бизнесе из-за плохих отношений с матерью. У меня самого был год, когда деньги просто куда-то испарялись. Согласно всем — законам логики, они должны были быть, но мистически исчезали прямо на глазах. Накануне этого года, как раз в новогодний вечер, я поругался с матерью, причем очень сильно. Одно порождает два, следовательно, одно — это и есть два, и оно состоит из двух частей, из двух половин. Обратите внимание, как действует шаблон слова "порождает". Из опыта вам известно, когда мама рождает ребенка, ребенок отделяется от нее, то есть вместо одной формы появляются две. Так работает линейное разделяющее мышление. В нелинейном мышлении одно и есть два, здесь не существует никакого разделения вещей, они едины. Поэтому вы едины со своими родителями, они внутри вас. И вы едины со своими детьми. Они тоже ваши родители, вы существуете благодаря им, поэтому почитайте их так же, как своих родителей. Одно — это и есть два. Согните и привяжите одну ногу — как вам будет двигаться? Начните строить дом, используя только одну руку, — как вам будет строиться? Вы родили своих родителей, вы создали их из плоти и крови своей души, чтобы они потом создали вас из плоти и крови. Вы — это они, они — это вы. Ругаясь, отвергая, отрицая, ненавидя одного из родителей, вы отсекаете у себя одно из начал, режете себя по живому. Может, самая главная из причин ваших проблем, если они у вас есть, — это отрицание вами родителей. Вы — это они. Многие люди жаловались мне, что они уже сотни, тысячи раз просили прощения у своих родителей — и мысленно и наяву, — но это не работает. Вернее, это отчасти сработало вначале, но потом процесс остановился, все равно между ними остается прочная стена, которая очень тяготит. Может быть, сейчас, когда вы поняли, что они — это вы, что это вы их родили и что они в вас, процесс принятия вами родителей пройдет до конца. Ваши дела могут не идти, в вашей жизни могут быть проблемы, потому что вы не принимаете своих детей. Вы ставите себя выше их, считаете себя умнее, образованнее, опытнее. Считаете, что родили их, поэтому они ниже, а вы выше, они бесправны, а вы правы во всем, что они вам по гроб жизни обязаны за ваши благодеяния по отношению к ним, вы ведь их кормите, поите и растите. Ухаживая за ребенком, вы, таким образом, всего лишь отдаете дань уважения, свой долг родителю! (Кстати, не зря существует традиция называть детей в честь бабушек и дедушек.) Ваш ребенок родил вас, вы существуете только благодаря тому, что он вас родил. Со стороны это не видно, тем не менее это так. Взгляните на своих детей, как на своих родителей и учителей, и тогда в вашей жизни все начнет налаживаться. Когда люди поймут, что они не только рождают детей, но и сами существуют лишь благодаря своим детям, что те дают им возможность жить и учиться любви, открытости и непосредственности, законы об охране детства уже не понадобятся. Дети займут равноправное положение в обществе вместе со взрослыми. Итак, положение дел с родителями и детьми следующее: Ребенок рождает своих родителей, чтобы родиться самому. Родители рождают ребенка, чтобы родиться самим. Имея дело с ребенком, вы имеете дело с его родителями. Воздействуя тем или иным образом на ребенка, вы воздействуете на его родителей. И наоборот. Воздействуя на родителей или на одного из родителей, вы воздействуете на ребенка. Понятно, что речь здесь идет также и о невидимых связях. Когда-то давно в Китае жил некий Чжуан-Цзы, Учитель Чжуан, который, как и Лао-Цзы, считается одним из основателей даосизма. С ним однажды произошла следующая история: он заснул, и ему приснилась порхающая среди цветов бабочка. И он не понимает, то ли это бабочке снится, что она — Чжуан-Цзы, то ли Чжуан-Цзы снится, что он — бабочка. Эта знаменитая история до сих пор озадачивает тех, кто исследует психику человека. Некогда в молодости я был влюблен в одну девушку.
У нас была взаимная любовь. Как часто случается в жизни, мы расстались.
Прошло много-много лет, и мы опять встретились — она позвонила мне, прочитав
одну из моих книг. Мы сидели в ресторанчике и беседовали о нас, о том,
что произошло с нами за эти годы. Закон Единства и Кармы: Когда вы любите и принимаете людей и все, что существует в Природе, вы объединяетесь с ними в единое целое. Тогда вы проживаете двойную жизнь — у вас появляется двойное зрение, двойные чувства, двойное мышление, двойная память. Такая жизнь является целостной и завершенной, она не порождает карму, то есть Закон Причины и Следствия здесь не действует. Когда вы противопоставляете себя чему-то или кому-то, когда отрицаете или не принимаете кого-то или что-то в жизни, в действие вступают законы дуальной вселенной: Закон Перекидывания Монады, Закон Действия, Циклы и т.д. Цель кармы — замыкать на себя незавершенные двойственные процессы, которые вы порождаете своим отрицанием. Тогда вы начинаете проживать то, что отрицали и не принимали в свое время. Проживая свою карму в каждом конкретном случае, вы замыкаете круг, и ситуация завершается. На тему отрицания, принятия и завершенности кармы есть замечательный дзэнский коан: Когда-то жил Мастер Чань Тай Чан. Его проповеди часто
посещал один старик. Однажды, после одной из проповедей, этот старик подошел
к Тай Чану. [ назад | вверх | Оглавление | далее ] |
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||